Дети-орхидеи и дети-одуванчики

В современном обществе бытует убеждение, что главная ценность для младенцев - это самостоятельность, способность с рождения обходиться без поддержки родителей, и ее надо «тренировать» с первых дней. Другой взгляд на эту ситуацию предлагают авторы сайта tres-bebe.ru в статье, которую мы предлагаем вашему вниманию. 

Довольно часто материалы рождаются в ответ на вопросы родителей - вот как этот, например. 

Мы рассказали о книге Baby Calm Сары Оквелл-Смит, и в одном из комментариев появился вопрос:

«Если ты привыкаешь, что мир совсем нежный, то переживать любую сложность сложнее, вероятно? Или, наоборот, привычка благополучия создает устойчивость к негативному опыту? Вот я не знаю, но интересно гадать.» 

На занятиях родители очень часто задают такой вопрос:

«А что, если у малыша будут слишком хорошие условия и он привыкнет, что мама постоянно удовлетворяет все его потребности?» 

О всемогуществе

Ну, что тут можно сказать? 

Обычно мы начинаем с родительского чувства всемогущества (и его оборотной стороны - беспомощности).

Бывает ли, чтобы даже самая отзывчивая мама могла отвечать на ВСЕ потребности малыша так, что у него ни разу не возникнет того самого «негативного опыта» или проще говоря, слез и хныканья?

Конечно, хочется верить в чудо. Но, на самом деле, нет, не бывает.

Жизнь младенца не сахар - она целиком зависит от взрослого, который осуществляет основной уход. Для краткости назовем его мама, чаще всего, это именно она, но может быть и папа, и бабушка, и няня, в общем, кто-то живой.

Допустим, что этот живой человек не выпускает младенца из рук 24 часа 7 дней в неделю и все время ловит его сигналы голода, усталости, волнения. Таких людей не существует, но представим - вот такого всемогущего родителя.

И всё равно, например, когда режутся зубки - мама может утешить и облегчить неприятные ощущения, но не лишить ребенка столкновения с «негативным опытом».

В реальной жизни прекрасные заботливые мамы понимают с полуслова далеко не все сигналы младенца. Большинство, но не все.

А еще мамы едят, отдыхают, ходят в туалет, готовят еду, проверяют почту, тоскуют в дождливый день, гуляют по летнему городу и встречаются с родными. И не всегда это согласуется с расписанием или потребностями ребенка.

В общем, в жизни младенца и заботливой мамы ежедневно встречается немало повседневных микро-трудностей.

Так что вопрос стоит примерно так:

«Надо ли дополнительно к тому, что дает сама жизнь, создавать себе и младенцу «тренировочные» трудности и негативный опыт?» 

Дети-орхидеи и дети-одуванчики

В последние 20 лет все больше находится научных доказательств в пользу заботы о детях (да, смешной мир).

Появились исследования, которые показывают, что особенно стоит заботиться о чувствительных детях.

Да, как раз о тех, что не спят всю ночь в 3 месяца и требуют внимания во время бодрствования.

Выяснилось, что часть детей более-менее одинаково развивается, несмотря на разницу в окружении и семье. Их назвали дети-одуванчики.

А вот другая часть детей (к счастью, меньшая) сильно зависит от среды, прямо как орхидеи: поливай-ухаживай, вырастет красота, а забудь на подоконнике и будет палка.

Такие дети «расцветают» в условиях родительской заботы и внимания, а вот без них не просто «чахнут», но и становятся настоящей проблемой для всех из-за истерик, драк, плохой успеваемости и вообще того, что называют «плохое поведение». 

Как антисоциальный ген делает людей добрее?

Журнал Wired пишет об исследованиях израильского психолога Ариэля Кнафо с 3-летними детьми.

В своей лаборатории Ариэль играет и рисует с детьми (не просто так, а чтобы выяснить их навыки общения, конечно же), а в конце дает каждому по пакетику конфет.

Обычно их 24 штуки, но в практике психолога оказывается только 3 (да-да, хитрый дядя их предварительно съел). О досадном недоразумении психолог грустно сообщает детям.

Как думаете, многие проявят инициативу и поделятся? Сами, любимым лакомством, без маминой подсказки.

Правильно, немногие.

Это сложная задача для 3-летнего малыша: заметить потребность у другого человека, а потом еще и принять решение поделиться.

И всё-таки настолько восприимчивым дети встречаются. Удивительно!

Но именно у них обнаружили ген анти(!)социального поведения DRD4-7R, вариант гена DRD4, который отвечает за обменные процессы нейромедиатора под названием дофамин.

Как только не называли этот ген ученые, которые в других работах выяснили, что дети с геном DRD4-7R особо восприимчивы к жесткому и отстраненному отношению родителей, и в таких условиях вырастают в людей с высоким уровнем агрессии и склонностью к асоциальному и зависимому поведению (в связи с чем «добрые» взрослые DRD4-7R называли геном игроков, алкоголиков и шлюх).

Как же оказалось, что дети именно с этим геном готовы делиться?

Просто выяснилось, что ген вполне себе нейтральный и если исследовать детей в благоприятных условиях, оказывается, что высокая чувствительность помогает ребенку более чутко, чем остальные дети, реагировать на социальные стимулы среды.

Получается: растет такой ребенок в любви и превращается во взрослого с развитым чувством справедливости, а окажись он в семье, где игнорируют его потребности (дают проплакаться, например) и все, никакой справедливости, а даже совсем наоборот: агрессия и равнодушие к другим.

 

 

Почему стресс опаснее для младенцев, чем для взрослых?

Кроме дофамина в человеческом мозге циркулирует множество других веществ. Одно из них - гормон стресса кортизол. Когда в крови много кортизола, человек становится агрессивным, подвержен панике или впадает в депрессию.

Выяснилось, что люди различаются по количеству рецепторов, чувствительных к кортизолу. Те, у кого рецепторов много, лучше справляются со стрессом: стоит организму выделить немного кортизола, как весь он тут же связывается рецепторами, что помогает нам быстро реагировать на стресс.

А вот когда рецепторов мало, кортизол остается в крови и как раз делает человека нервным и тревожным.

При чем тут дети и родители?

Дело в том, что ген NR3C1 отвечает за количество рецепторов, которое будет у человека. И!

Оказалось, что ген менее активен (а, значит, рецепторов появляется меньше) у детей, которые подвергаются жестокому обращению (эмоциональное и/или физическое насилие). 

Из-за изменений в работе гена, такие дети хуже справляются со стрессом, больше склонны к депрессиям и чаще проявляют антисоциальное поведение (вот это вот все «парни, музыка, наркотики, е»).

Более того, дети, которые не получали адекватной материнской заботы в младенчестве оказались также подвержены риску недополучить глюкокортикостероидных рецепторов (те, которые кортизол ловят). Даже депрессия во время беременности или после родов влияла на активность этого гена. 

Ну, и ко всему прочему, ученые говорят, что постоянно высокий уровень кортизола токсичен для мозга младенца. 

Что же получается? 

Получается, что если ты привыкаешь, что мир «совсем нежный», то переживать любую сложность, будучи взрослым, проще. Потому что даже химия тела работает на тебя. 

И да, привычка благополучия создает устойчивость к негативному опыту. Тут можно и не гадать - достаточно посмотреть на работы ученых, которые тоже интересуются этим вопросом последние 20 лет.

 

Если вам хочется поподробнее разобраться в этом вопросе, то нет ничего лучше книги

Сью Герхардт «Как любовь формирует мозг ребенка».

 

Автор - Дарья Уткина, оригинал статьи тут.

 

Фото: Оксана Шуфрич, Элеонора Попадич 

Модели: мама Наталка, доченька Орися

              мама Элеонора, сыночек Алекс

              мама Ульяна, доченька Алина

              мама Оксана, доченька Маша

 
Подпишитесь
на новости