Грудне вигодовування: секрети і секретики. Купить.



Не делайте из малыша Ихтиандра! (грудничковое плавание и раннее развитие)

Посоветуйте, стоит ли заниматься с ребенком ранним плаванием? Способствует ли это более быстрому интеллектуальному развитию? Хотелось бы услышать мнение специалиста.

Екатерина Столыпина

На вопрос отвечает заведующая отделом Центра психического здоровья, доктор мед. наук, профессор Галина Козловская.

- Раннее плавание, действительно, широко внедряется в педагогическую практику. Однако логика обоснования этого эксперимента очень слабая. В том, что младенец умеет плавать, ничего удивительного нет. Этой способностью обладают детеныши многих животных: и щенята, и крысята. Однако в природе мы никогда не видим, чтобы детеныши теплокровных животных воспитывались в воде. А уж для человека это тем более непривычная среда обитания. Теории, что «водоплавающий ребенок» якобы возвращается в прежнюю ипостась, в которой человек когда-то был рыбой, не выдерживают никакой критики. Даже не вдаваясь в дискуссии об эволюции, спросим себя: с какой стати нам спускаться на уровень рыбы? В младенческом возрасте это трата сил на неадекватные жизненные условия. Перед маленьким ребенком стоит грандиозная задача приобщения к окружающему человеческому миру, понимания его. Когда придет время, он научится плавать, и будет делать это для своего удовольствия, а не ради выживания. Я сталкивалась с такими случаями, когда младенца бросали в воду — причем головкой вниз! — в расчете на то, что он инстинктивно выплывет, а потом привыкнет и будет чувствовать себя в воде так же комфортно, как и на воздухе. Станет этаким Ихтиандром. Но от стресса у малышей развивались сильнейшие страхи. А у некоторых возникали даже тяжелые психические заболевания, потому что эти младенцы были генетически более уязвимы, чем другие. Они входили в группу риска, но если бы не столь ранний и сильный стресс, их здоровье скорее всего не пошатнулось бы. А так у бедняжек развился психоз, потому что пребывание в воде без дна для маленького ребенка — это крайне стрессовая ситуация. И он ее зачем-то, по прихоти взрослых новаторов, вынужден в младенческом возрасте пережить. А для младенческого возраста нужна, наоборот, охранительная ситуация. Для сохранения психического здоровья маленький ребенок не должен переживать никаких стрессов.

Мне попадались сведения о том, что на Западе (например, во Франции) где эксперименты с младенческим плаванием начались гораздо раньше, чем у нас, уже получены отрицательные результаты. Поначалу маленькие «амфибии» опережают в своем развитии обычных детей, но к подростковому возрасту начинают от них заметно отставать.

Я думаю, тут дело не только в плавании. Вообще, когда в ходе воспитательных экспериментов взрослые отступают от принципа природосообразности и начинают подстегивать развитие ребенка, это истощает запас его сил. Хотя последствия выявляются не сразу. Да, безусловно, ребенка можно с помощью определенной искусственной стимуляции сделать акселератом. Можно обучить его в три года математике или приемам айкидо. Особенно легко поддается он обучению интеллектуальным играм (например, на компьютере). Мозг ребенка очень пластичен и готов воспринять огромное количество информации. Но ведь ребенку и без того нужно осознать много информации, чтобы вырасти и усвоить тот опыт человечества, который ему могут передать родители. Это и опыт личный, и национально-культурный, и в определенной степени исторический. В течение первых 5–6 лет ребенку приходится как бы галопом проскакать через столетия. До экспериментов ли тут? Дай Бог освоить самое необходимое! Мозг ребенка в этот период жизни работает с большой отдачей и мощностью. Конечно, его можно загрузить дополнительно, и ребенок будет опережать детишек, которые играют с обычными игрушками в то время, как он уже говорит на двух языках. Но все приходит к своему концу. Ребенок, который в детстве много играл, идет в школу и с удовольствием учится, а этот, физически и интеллектуально перегруженный в раннем детстве, испытывает к школе отвращение. Ему ничего не интересно, у него возникают апатия, депрессия, невротические состояния. Он начинает отставать от сверстников. Так проявляется защитная реакция организма на агрессию окружающей среды с ее излишней интеллектуализацией, однако реакция эта патологическая, и последствия ее весьма плачевны. Голова бывшего вундеркинда слабеет, мозг начинает работать в упрощенном режиме. А ведь ребенок подходит уже к тому возрасту, когда ему необходимо накапливать знания, выбирать профессию, сдавать сложные экзамены. Вся судьба его может пойти вкривь и вкось из-за экспериментов с ранним развитием, которые сейчас, увы, чрезвычайно популярны.

Автор: Татьяна Якиманова

 
Get Firefox!
Подпишитесь
на новости